Самостоятельное путешествие по Чехии. День 4

Брно. ЧехияОтдохнуть как следует не получилось… Хостел оказался на проходной улице и всю ночь под окнами орала пьяная молодежь, возвращающаяся из клубов и дискотек. Наверно следовало закрыть окно:), но как-то хотелось свежего воздуха и я все надеялся, что вот последняя толпа прошла и больше никто орать не будет, но так продолжалось часов до четырех. Затем, часов в пять, началась уборка мусора, развоз товаров по магазинам и я решил вставать, так как поспать все равно не удастся.

Умывшись мы собрались и потопали в направлении вокзала. На сегодня у нас запланирована поездка в Moravský Kras – регион с более чем 1100 пещерами. Пять из них открыты для общественности.

Мы планировали посетить самую большую пещеру — Punkevní jeskyně, затопленную водой и покататься по ней на лодочке.

Пещеры Моравского Краса

Итак, придя на вокзал, мы в кассе купили билеты IDS (Integrovaný Dopravní Systém), причем при покупке билетов важно сказать, что вам нужна пятая зона и что вы едете в Blansko, а там пересядете на автобус. Ну или просто сказать, что вам нужен билет IDS за 42 кроны. Это нужно сделать потому, что стоимость билета зависит от зоны, на которую он распространяется. Билеты выглядят так

Билет JDS. Брно

При входе в поезд билеты нужно обязательно прокомпостировать в специальных аппаратах. На билете написано, что аппараты находятся или в вагоне, или на платформе. У нас в вагоне аппарата не было, а на платформе мы его нашли:

Компостер на платформе в Брно

Через 20 минут мы вышли в Blansko. Чтобы попасть на автовокзал нужно, выйдя из поезда, обогнуть здание вокзала и перейти через мост.

Схема вокзалов в Blansko

Автобус номер 226 останавливается на 6-ой платформе и везет до остановки Skalní Mlýn – это его конечная, поэтому проехать сложно:). Время в пути около 10 минут.

Остановка на автовокзале. Blansko

Билеты в самую известную Punkevní jeskyně продаются в инфоцентре Скального Млина, там же можно взять и карту.

Схема пещер. Моравский Крас

Как мы и предполагали, на первую экскурсию в Punkevní jeskyně билетов не было, но нам предложили экскурсию в 11:00. Чтобы скоротать время до 11 мы пошли в Катержинскую пещеру (Kateřinská jeskyně). Она находится приблизительно в трех сотнях метров от инфоцентра.

Касса и инфоцентр Катрержинской пещеры

Катержинская пещера. Моравский Крас. Чехия

Немного подождав открытия кассы, мы купили билеты и в 8:40 пошли на экскурсию. Если даже тепло на улице я рекомендую с собой брать кофту или что-нибудь теплое, так как температура воздуха в пещерах около 8 градусов круглосуточно и круглогодично.

Экскурсия в Катержинскую пещеру длилась минут 35-40 и стоила 80 крон с человека. Гид вел экскурсию на чешском языке. Я не знаю, если там возможность прослушать экскурсию на других языках. Возможно да, но тогда билет скорее всего будет стоить дороже. Нас на экскурсии было человек восемь — группа поляков с детьми и мы:) В общем международная экскурсия с чешским сопровождением:)

У поляков взрослые более-менее понимали о чем идет речь и в передышках переводили детям. Все же славянские языки очень похожи. Зная чешский я процентов на 70 понимаю поляков. Польский язык как-то ближе к украинскому и русском, а вот чешский только кажется похожим. Безусловно, много слов схожих и они имеют тоже значение, что и в русском, но очень много и совсем непонятных слов или слов, звучащих также, но имеющих другое или даже противоположное значение.

Итак, вот что нам поведал гид. Название «Катержинская» пещера получила по имени девочки-пастушки, которую звали Катержина. Однажды она пряталась от дождя под сводами пещеры. Когда дождь кончился, девочка недосчиталась одной овечки и пошла ее искать в глубь пещеры, где, как можно догадаться, и осталась навсегда…

Пещера имеет самый большой в Чехии подземный зал, в котором очень хорошая акустика. Этот зал периодически используют для проведения концертов. Он вмещает до 500 человек.

На улице хоть и было градусов 13, но после сорока минут, проведенных в пещере, показалось, что вполне тепло:) К тому же было солнечно.

Моравский Крас

После экскурсии в Катержинскую пещеру мы вернулись в инфоцентр и купили билеты на автопоезд до пещеры Пунквы и канатную дорогу, которая должна была нас поднять на верх холма, откуда открывается хороший вид на пропасть Мацоха. Такой билет обошелся нам в 280 крон и в его стоимость входила дорога в оба конца.

Попив чайку в кафешке и отогревшись немного на солнышке, мы запрыгунли в автопоезд. Поезд ходит по расписанию и желательно быть на месте заранее, так как вряд ли вас будет кто-то ждать, если опоздаете:)

Расписание автопоезда в пещеру Пунквы

Автопоезд

Дорога длится минут 10. По расстоянию это где-то два километра.

Дождавшись экскурсии в 11:00, мы спустились в пещеру.

Вся экскурсия состоит из двух частей – по суше и по воде. Первая часть не очень интересная, так как вы просто бродите по пещере и гид рассказывает вам вымышленные названия сталактитов и сталагмитов. Это выглядит приблизительно так: «там вы видите две совы, а тут замок, гора, водопад и гномы…»

Пещера Пунквы. Моравский Крас. Чехия

В пещере Пунква. Моравский Крас. Чехия

Если вы предварительно побывали в другой пещере, например, Катержинской, то первая часть точно не вызовет восторга:) Зато в конце пешей прогулки вы выйдите в провал Мацоха (Propast Macocha) и это действительно стоит видеть!

Пропасть Мацоха

Но весь масштаб пропасти очень сложно передать фотографией. Тут нужен широкоугольный объектив, которого у нас не было, поэтому заимствую фото на сайте wellnessnoviny.cz

Propast Macocha

Расскажу в двух словах историю, которую поведал гид. Этот провал образовался в результате обрушения части потолка пещеры. В результате обрушения образовались два озера на дне провала глубиной 15 и 50 метров соответственно.

Озеро на дне пропасти Мацоха

Общая высота провала, если считать от дна самого глубокого озера до самой высокого края, составляет около 130 метров (могу с цифрами ошибаться, но вроде гид говорил 138).

Название Мацоха (Macocha) этот провал получил не просто так. Легенда гласит, что злая мачеха столкнула в провал своего пасынка, но тот чудом уцелел, так как успел схватиться за дерево. Его крики привлекли людей и мальчика спасли. Узнав что с ним случилось, жители деревни учинили самосуд и скинули мачеху в провал. На старочешском «мачеха» звучит как «мацоха», отсюда и название.

После этого рассказа гид нас провел длинным искусственным коридором к подземной пристани, где нас уже ждали прогулочные моторные лодки.

Лодки для плавания по пещере

Фото выше было сделано уже снаружи, так как на пристани было запрещено фотографировать.

Загрузившись в лодки мы поплыли по подземным коридорам, которые, как нам поведал гид, в большинстве случаев являются искусственными.

Водная экскурсия в пещере. Чехия

Если пешая часть экскурсии имеет протяженность около 650 метров, то водная часть – всего 450 метров и по времени занимает где-то 15 минут. Ради этой второй части и стоит съездить в пещеру. Действительно здорово!

В пещере Пунквы. Чехия

После того, как мы вылезли из пещеры, пошли на канатную дорогу, которая находится где-то в 100 метрах от входа. Отстояв минут пятнадцать в очереди, мы за пару минут поднялись наверх. И все это ради того, чтобы посмотреть на провал Мацоха с двух обзорных площадок.

Сказать по правде, этот подъем не стоил увиденного. Мы оказались наверху ближе к полудню и свет падал так, что создавались сильные контрастные тени и толком ничего не было видно (это заметно на фото).

Провал Мацоха сверху

Времени до автобуса у нас было море, так как ближайший автобус на Blansko шел в 15:13. Поэтому мы решили пешком спуститься со скалы, а затем пешком дошли до Скального Млина, где еще около часа загорали на солнышке и отогревались.

В лесу около провала Мацоха. Чехия

Вот полная информация по всем пяти пещерам Моравского Краса (часы работы, цены, продолжительность экскурсий):

Полная информация об экскурсиях в пещеры. Чехия

Обратная дорога заняла где-то минут 45 и около 16:00 мы прибыли в Брно.

Сразу с поезда мы поднялись к костелу Петра и Павла, чтобы залезть на самый его верх. Вход стоит 35 крон. Смотреть оказалось не на что. Наверху костела есть два балкончика – один более-менее большой и выходит на вокзал, промзону и новые районы, второй совсем крохотный и с него открывается весьма посредственный вид на старый город, а на фоне маячат трубы и панельные дома новых кварталов.

Вид на Брно с собора Петра и Павла

Немного разочаровавшись, мы спустились вниз и пошли на Капустную площадь, где купили отличные яблоки, персики, чернику и дыню.

Рынок в Брне

Занеся все это богатство домой, мы пошли гулять по старому городу и наша прогулка закончилась в вегетарианском кафе Rebio, в которое мы планировали зайти накануне.

Это даже не кафе, а своеобразная вегетарианская столовая с самообслуживанием. Было вполне вкусно и чуть меньше чем на 400 крон мы покушали и попили чай с какими-то десертами.

В этом кафе есть неплохой интернет, поэтому мы параллельно планировали наши передвижения в ближайшие несколько дней. А хотели мы попасть в Чешский рай на Праховские скалы. Обдумав все «за» и «против» мы решили не ехать туда с ночевкой, а сделать однодневную вылазку из Праги. Но потратив прилично времени на поиск отеля в Праге, мы так ничего и не забронировали. Нам хотелось найти недорогой отельчик недалеко от центра, но подходящих предложений не нашлось. Мы решили не расстраиваться и пока ориентироваться на Плзень, где у меня есть квартира и мы можем ночевать там, делая однодневные вылазки в интересующие нас места. Теперь нужно было спланировать отъезд из Брна.

В субботу 17ого нам нужно покинуть хостел в Брне до 10 утра и выдвинуться в Прагу, где мы решили оставить вещи в камере хранения и поехать в пражский зоопарк.

Из Брна можно до Праги добраться на автобусе или поезде. Ища расписания движения, я решил уточнить, во сколько завтра у нас поезд до Вены и обнаружил, что до Вены можно уехать не только поездом, но и на автобусе. Я как-то совсем забыл про Student Agency и решил посмотреть стоимость билетов.

Какое же было мое удивление, когда выяснилось, что два билета в оба конца нам обойдутся в 740 крон!!! И это в сравнении с 1962 кронами при поездке поездом, причем и автобус, и поезд едут приблизительно в одно и тоже время!

На завтра осталось как раз два билета до Вены (нам везет) и я мгновенно их выкупил. Отсюда мораль – при планировании путешествия стоит смотреть на все виды транспорта, а не зацикливаться на одном:)

Купив билеты в Вену, я также купил и билеты в Прагу на субботу. Итак, ближайшие два дня спланированы. Теперь можно и даже нужно отдыхать…

Кстати, если будете в Брне, закрывайте окна, там орудуют огромные муравьи:)