Балийский дневник. День 15. Треккинг по рисовым полям

Рисовые поля. БалиНа сегодня запланирована прогулка по рисовым полям с Путу. Он мне эту прогулку предлагал еще в самом начале нашего знакомство и называл ее громким словом «треккинг». Я ничего не ждал от самой прогулки, так как не был уверен, что увижу какие-то невероятные храмы или рисовые террасы. Мне лишь хотелось пообщаться с Путу и задать ему накопившиеся вопросы. В общем, мне хотелось вновь погрузиться в балийскую жизнь.

Итак, в девять утра я уже без помощи навигатора подрулил к Yeh Pulu. Путу ждал меня на перекрестке возле магазинчика и вышел на встречу. Я загнал мотороллер в гараж его дома и мы, купив воды, отправились в легкий треккинг:) Сразу углубились в рисовые поля. В районе, где живет Путу, рис уже на подходе и даже кое-где собран. Я стал расспрашивать Путу о всей этой технологии выращивания риса и он мне очень подробно рассказывал, отвечая на все новые и новые вопросы.

Оказывается у них есть что-то вроде «дачного кооператива» (буду называть его так) и все его участники периодически собираются в специально для этого отведенном месте – такой вот беседке:

Этот “кооператив” называется Subak, на собраниях они обсуждают что и когда нужно сажать. Так за год на полях успевают дважды собрать урожай риса, а также между этими урожаями выращивают какую-нибудь другую культуру, например, сою или кукурузу. При выборе времени посадки ориентируются как на прогноз погоды, так и на различные астрономические показатели, в том числе и на Луну.

Около беседки для сбора членов «дачного кооператива» находился первый обещанный «тэмпл». Само собой тут «тэмплом» в широком понимании этого слова и не пахло, так небольшая огороженная территория, буквально четыре на четыре метра. Почти в углу стоит алтарь и стол для жертвоприношений, а все остальное пространство занимает место для молитвы и медитации.

Этот небольшой храм посвящен богу плодородия, который покровительствует территории «дачного кооператива». Кстати, на каждом поле, или если говорить кооперативным языком – «участке», есть что-то типа своего маленького алтаря, куда приносят жертвоприношения чтобы задобрить богов риса или кукурузы, в зависимости от того, что посажено.

Затем мы пошли дальше и по ходу я стал задавать Путу накопившиеся вопросы. Например, вчера объезжая улицы Убуда, у одного из храмов я встретил плакат с правилами посещения храма. Как я понял, в храм нельзя входить без полной амуниции – саронг и головной убор. Но Путу мне объяснил, что если в храме не идет служба, то можно заходить и без саронга, главное, чтобы штаны были длинными, если же служба идет, то в обязательном порядке нужно заходить одевшись по всем правилам.

Оказывается саронгом дело не ограничивается. Есть еще кроме саронга «покрывало», которое одевают поверх него. Потом обязательно подпоясываются шелковой тряпочкой и одевают головной убор (по сути тоже тряпичная лента, которую обматывают вокруг головы). Все названия я сразу не записал, а потом забыл, но думаю, что это не так важно. На обратном пути Путу обещал показать свой саронг дома и продемонстрировать как его нужно правильно носить.

Идем дальше.

Спрашиваю Путу как убирают рис. Оказывается в основном вручную. Есть, конечно, и механизированные приспособления, но большинство людей работают по-старинке – срезают копну специальным серпом, а потому отбивают рис над специальной емкостью и рисинки в эту емкость падают. С десяти соток (забыл как называется участок такого размера) они собирают около 100-150 кг риса.

За разговорами подошли к следующему храму. Этот уже посерьезней. Он также предназначен для участников «дачного кооператива» и здесь они собираются для проведения религиозных церемоний.

Перед входом в храм есть два навеса. В одном есть печка и тут готовится еда как для службы, так и для прихожан. Под другим навесом обычно происходит молитва и ритуальные танцы во время службы. Также перед храмом на бетоне краской нарисован квадрат метра 2х2. Здесь происходят ритуальные петушиные бои. Потом кровью петухов окропляется земля перед входом в храм.

Зашли в храм. Там множество алтарей и перед каждым мне Путу прочитал лекцию. Он очень стеснялся, когда я его фотографировал, поэтому я втихаря заснял на айпад видео. Попозже смонтирую.

Оказывается есть алтари, которые как бы посвящены определенному храму на острове – такое представительство храма в храме.

На Бали богов миллионы, но главных три – Брахма, Шиву, Вишну. Есть как бы главный алтарь, поскольку он посвящен именно этим богам. Путу настоял, чтобы я сфотографировался на его фоне:

Также я задал уже давно мучавший меня вопрос. Над всеми алтарями висела тряпочка с какими-то знаками.

Подобные тряпочки можно встретить на всех строениях на Бали и у меня дома она тоже есть. Оказывается на ней изображены знаки трех главных богов – Брахма, Шиву и Вишну, которые защищают дом и приносят в него счастье. Вот и еще одна загадка для меня открылась:)

Делаем пожертвования в главный алтарь и потом Путу меня окропляет священной водой на удачу:)

Двигаемся дальше по полям. Залезаем в такие дебри, что я бы сам и в жизни бы не залез.

По дороге встречаю змею. Она коричневая, а значит не ядовитая (по словам Путу). Бояться надо зеленых, так он мне сказал. Но балийцы очень спокойно ходят босиком по всем этим своим рисовым плантациям и зарослям возле них. Змеи их почему то не кусают:)

На рисовых полях часто ставят специальный навес для отдыха в жаркое время дня.

По дороге встречаем друзей Путу, которые собирают рис.

Некоторые уже после уборки делают подношения очередному богу:

Наша прогулка потихоньку подходит к концу и мы выбираемся через какие-то заросли обратно в поселок. Идем еще к одному мини-храму. Путу говорит, что он был построен недавно на месте древнего храма, который находился на кладбище. «Тэмпл» самый стандартный и я его не фотографировал. Интересно было не в храме, а напротив. Там был обрыв, на дне которого текла речушка, а на противоположной стороне от нас был карьер, где человек с помощью инструмента похожего на болгарку, а также с помощью ручных инструментов вроде кирки, вырубал из скалы плиты.

Три женщины таскали эти плиты с того берега на этот на головах.

Пока Путу курил, я наблюдал за этой трудоемкой работой. Подобные плиты используют повсеместно при отделке храмов и домов, но я и понятия не имел, что их в буквальном смысле вырезают из скал.

Потом пошли к Путу домой. По дороге Путу залез на бесхозную кокосовую пальму и сорвал для меня кокос. Это был небольшой кокосик, не то что продают за 10 – 15 000 рупий на улице. Он был уже желтый и я решил, что он вроде как дикий:) , то есть как у нас – есть дикие яблоки, которые поменьше, и есть садовые, которые большие и сладкие.

Кокос и вправду под кожурой оказался маленьким, но на вкус он мне понравился даже намного больше тех больших, которые мне доводилось пить на Филиппинах и в Убуде.

Далее по программе была примерка саронга.

Еще немного поболтали и я засобирался домой. В планах было прогуляться по Пенестанану в другую сторону, то есть в противоположную сторону от той, где я был вчера. Но придя домой понял, что мои ноги за два дня гуляний гудят и идти никуда не хочется. К тому же вроде как хотел завтра ехать на вулкан, а там скорее всего ходить придется много. Но к вечеру небо слегка затянуло облаками и было решено отложить вулкан на послезавтра. Прогноз погоды пророчил дожди и нужно было выбрать день без них для длительной поездки в горы. Завтра же было решено устроить еще один день релакса и посетить какую-нибудь галерею или музей, а может и два.

Поделитесь своим мнением