12. Эквивалентное фокусное расстояние



Предыдущее видео о фокусном расстоянии получилось неоднозначным. С одной стороны наблюдательные зрители обратили мое внимание на допущенную мной ошибку, а с другой многие так и не поняли какую все же роль играет кроп-фактор в фокусном расстоянии объектива. Поэтому я решил вернуться к этому вопросу еще раз…

Итак, во-первых, в прошлом видео прозвучала фраза:

«Кроп-фактор оказывает существенное влияние на многие параметры в цифровой фотографии и на фокусное расстояние объектива в первую очередь.»

Эта фраза зацепила некоторых зрителей и я получил несколько сообщений с обоснованиями некорректности данного утверждения… Я полностью согласен и признаю тот факт, что логически подводя зрителя к понятию эквивалентного фокусного расстояния я позволил себе не совсем корректно выразиться. Исправляюсь:

Фокусное расстояние объектива — это его физическое свойство и поэтому никакими способами, кроме как вмешательством в конструкцию объектива изменить его или повлиять как-то на него невозможно.

Но все же, говоря о фокусном расстоянии объектива применительно к цифровой фотографии я имею в виду в первую очередь эквивалентное фокусное расстояние. Именно эквивалентное фокусное расстояние напрямую зависит от кроп-фактора матрицы и не знаю как кто, но лично я, как владелец фотоаппарата с кропнутой матрицей, всегда ориентируюсь именно на него.

Теперь еще раз о влиянии кроп-фактора на эквивалентное фокусное расстояние.

Отчасти я сейчас повторю информацию предыдущего видео, но проиллюстрирую ее немного другими слайдами. Делаю это для того, чтобы еще раз прояснить это достаточно непростое для понимания явление.

Итак, у нас есть два фотоаппарата:

Фотоаппараты с разными кроп-факторами

Берем штатив и устанавливаем первую камеру на него. Выставляем фокусное расстояние на объективе 24 мм и делаем кадр:

Влияние кроп-фактора на фотографию

Теперь устанавливаем вторую камеру на штатив, также устанавливаем на объективе фокусное расстояние 24 мм и получаем:

Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние

Вы видите, что объект съемки во втором случае при том же самом фокусном расстоянии приближен больше. То есть как будто бы мы увеличили фокусное расстояние по сравнению с первой камерой.

Это и есть та сложная для понимания ситуация. 


Смотрите. Эквивалентное фокусное расстояние для Nikon D5200 равно 24 * 1.5 = 36 мм.

Эквивалентное фокусное расстояние

Берем первую камеру с полноформатной матрицей и выставляем на ней фокусное расстояние 36 мм. Получаем:

Влияние кроп-фактора на фокусное расстояние

То есть по факту мы получаем одинаковые по визуальной удаленности объекты на фотографиях при разных фокусных расстояниях.

Надеюсь что теперь понятия фокусного расстояния, кроп-фактора и эквивалентного фокусного расстояния не вызовут у вас затруднений.

Обсуждение (10)
  1. Андрей, спасибо. Благодаря Вам у меня по крайней мере уложились эти понятия. Повторю для понимания: Фокусное расстояние — параметр объектива и только его. В фокальной плоскости объектива формируется изображение.(то есть изображение в своей фокальной плоскости формирует объектив. Так?) А уже матрица (элемент самого фотоаппарата-«тушки») из этого изображения вырезает кусочек по своему размеру. Если этот вырезанный кусочек маленький, то при приведении к стандартному формату он просто растягивается — как будто мы приблизили его зумом. То есть выходит, что размер матрицы вносит вклад в конечный результат.

    • Да, в общем-то, все верно. Только я бы не стал говорить что где-то что-то «растягивается»… это не так… На матрицу проецируется лишь часть изображения, которое и запечатлевается на фотографии. То есть это как слепок, который никак не растягивается, а лишь запечатлевает то, что на него попало… Если матрица полноформатная, то информации фиксируется больше, как на 35-ти миллиметровой пленке. Если же матрица кропнутая (обрезанная), то меньше и СОЗДАЕТСЯ ощущение, что изображение было сильнее увеличено, хотя это и не так. Ощущение создается ТОЛЬКО  в сравнении результатов, полученных на разных камерах с разными кроп-факторами. Но поскольку все объективы градуированы по стандартам 35-ти мм-ой пленки, то для нас становится важным показатель кроп-фактора, который напрямую влияет на получаемый результат.

      Я не могу сказать, что эта информация крайне важна, но забегая немного вперед скажу, что, например, классический портретный объектив имеет фокусное расстояние 85мм. Если такой объектив установить на кропнутую камеру, то мы получим уже эквивалентные 128мм, а если на любительскую зеркалку установить «полтинник» (объектив с фокусным расстоянием 50мм), то как раз получится практически классический портретный объектив с эквивалентным фокусным расстоянием 75-80мм (в зависимости от кроп-фактора)

      Вот такие вот тонкости… но об этом чуть позже и более подробно…

      • ну в общем, я для себя уяснила, что эффект кроп-фактора проявляется в как бы уменьшенном поле зрения — а количественно это выражается в эквивалентном фокусном расстоянии. Когда-то была озадачена, почему так мало в кадр попадает — у меня цифровой компкт был, с кроп-фактором, наверное, 5,6.

        • Совершенно верно! «Поле зрения» еще называют углом обзора и об этом будет следующее видео.

          • Вся путаница от того,что повелось делать ставку на фокусное расстояние.Чтобы получить фотографию с требуемым объёмом информации нужен только угол обзора.И только.ФР-техническая характеристика оптической системы.

          • Да, абсолютно согласен! Но вот у угла обзора нет какой-то единицы измерения, которую можно было бы отслеживать, зато есть прямая связь с ФР… Наверно поэтому и привыкли опираться на него…

  2. спасибо,Андрей,за простое и понятное изложение материала!

  3. Вы очень толково всё объясняете если не секрет на кого вы учились в институте

  4. Спасибо за подробное объяснение и подбор материала.

Поделитесь своим мнением

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья: