13. Угол обзора. Виды объективов



Фокусное расстояние объектива влияет не только на степень приближения или удаления снимаемых объектов в кадре, но и на угол обзора.

Чтобы понять что такое угол обзора, можно проделать следующий эксперимент. Возьмите обычный лист бумаги и сделайте в нем отверстие диаметром 1-2 см.Теперь приблизьте лист к лицу. Через отверстие вы видите множество объектов, находящихся по ту сторону листа, то есть определенное пространство впереди себя.

Угол обзора

Теперь начните медленно удалять лист бумаги от лица. Что происходит? Правильно. Чем дальше лист отдаляется от лица, тем меньше пространство, которое вы видите через отверстие, то есть угол обзора уменьшается по мере удаления листа бумаги.

Зависимость между углом обзора и фокусным расстоянием объектива такая же – чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол обзора, и наоборот.

В приведенном примере расстояние от вашего лица до листа бумаги символически можно назвать фокусным расстоянием и теперь вы легко запомните, что чем больше фокусное расстояние (чем дальше лист с отверстием находится от ваших глаз), тем меньше угол обзора.

Но зачем нам может понадобиться информация об угле обзора объектива и как ее применять на практике?

Вообще, понятия «фокусное расстояние» и «угол обзора» очень тесно связаны между собой. Существует определенная градация объективов, построенная именно на основе углов обзора и фокусных расстояний. Эта градация широко используется в среде фотографов и выглядит приблизительно так:

  • Сверхширокоугольные – до 24 мм
  • Широкоугольные – 24-40 мм
  • Нормальные (стандартные) – 40-70 мм
  • Длиннофокусные — 70-200 мм
  • Сверхдлиннофокусные (телевики) — свыше 200 мм

Углы обзора объективов

В разных источниках вы можете встретить несколько отличающуюся информацию. Отличие это заключается в различных значениях фокусных расстояний для различных типов объективов. Например, кто-то считает, что сверхширокоугольные объективы имеют фокусные расстояния в диапазоне от 17 до 24 мм, кто-то от 10 до 24 мм ну и так далее.

Я думаю, что это весьма условное деление и тут нет правых и неправых. Для нас, в общем-то, важен только тот факт, что чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше (шире) угол обзора.

На практике это означает следующее — если вы хотите сфотографировать, например, пейзаж, захватив максимум пространства, то вам понадобится максимальный угол обзора, а это означает, что нужно выставить минимально возможное фокусное расстояние на объективе. Но тут нужно учитывать еще одну особенность: чем меньше фокусное расстояние, тем больше будут геометрические искажения снимаемых объектов в кадре.

На фокусных расстояниях близких к 50 мм эти искажения не заметны, но вот если, например, сделать фото здания широкоугольным объективом с фокусным расстоянием, скажем, 24 мм, то искажения будут видны очень отчетливо.

Дисторсия

Тоже самое относится и к съемке людей. Если снять крупный план человека на малом фокусном расстоянии, то портрет получится мягко говоря неудачный и вашей модели он вряд ли понравится:

Дисторсия. Портрет

Эти нюансы следует учитывать и к ним я еще вернусь в будущем.

Итак, обычно сверхширокоугольные и широкоугольные объективы используют для съемки пейзажей или интерьеров, то есть в сюжетах, где необходимо захватить максимальный объем пространства в кадре.

Стандартными объективами снимают множество различных жанров, да практически все – репортаж, портрет, макросъемка и т.д.

Длинофокусные объективы и телевики используются при съемке удаленных предметов, например, животных в дикой природе, или Луны и звезд, а также эти объективы получили широкое распространение при съемке спортивных мероприятий.

Как я уже сказал, все это деление весьма условно и не являются догмой. У каждой группы объективов есть свои особенности, которые наиболее лучшим способом проявляются при съемке определенных жанров, только и всего.

Есть еще одна группа объективов, имеющие угол обзора близкий к 180 градусам. Эти объективы называют фишай (от англ. fish-eye, рыбий глаз).Такие объективы имеют фокусное расстояние около 8 мм и изображение полученное на них может выглядеть как на фото ниже (фотография взята с сайта wikipedia.org)

Объектив fish-eye (рыбий глаз)

Итак, как мы выяснили, фокусное расстояние напрямую влияет на угол обзора, то есть на то, какой объем пространства попадет в кадр. Но ведь и размер матрицы фотоаппарата также напрямую влияет на то, какой объем пространства будет отражен на фотографии. Я об этом уже говорил в предыдущих видео, но сейчас повторю ранее сказанное с учетом понятия «угол обзора».

По сути на матрицу проецируется лишь часть изображения формируемого объективом, которое и запечатлевается на фотографии. Если матрица полноформатная, то информации фиксируется больше, как на 35-ти миллиметровой пленке. Если же матрица кропнутая (обрезанная), то, соответственно, меньше. Можно сказать что в этом случае мы получаем меньший угол обзора.

Кроп и фул фрейм

При сравнении фотографий, сделанных с одинаковым фокусным расстоянием на камерах с разным кроп-фактором, создается ощущение, что изображение на кроп-камере было сильнее увеличено.

13_006

То есть у кропнутых матриц угол обзора меньше, именно поэтому и появилось такое понятие, как эквивалентное фокусное расстояние.

Эквивалентное фокусное расстояние связывает сразу три понятия — фокусное расстояние объектива, угол обзора и кроп-фактор матрицы фотоаппарата.

Эквивалентное фокусное расстояние позволяет получить представление о том, какое бы фокусное расстояние имел объектив полноформатной камеры, при котором получилось бы изображение с такими же углами обзора, как и на кроп-матрице.

То есть, как я рассказал в прошлом видео, если на камере с кроп-фактором 1.5 сделать кадр с фокусным расстоянием 24 мм, то по факту мы получим фотографию с таким же углом обзора, как у фотографии сделанной на полноформатную камеру с фокусным расстоянием 36мм.

Эквивалентное фокусное расстояние

Кроме деления объективов на группы по фокусному расстоянию (или углу обзора), есть еще деление на фикс- и зум-объективы.

По сути имеется в виду, что есть объективы с постоянным фокусным расстоянием и объективы с переменным фокусным расстоянием.

Объективы с постоянным (фиксированным) фокусным расстоянием называют фикс-объективами (Fix). Если при съемке фикс-объективом необходимо приблизить сильнее объект съемки, то придется просто к нему подойти поближе. То есть можно сказать, что приближение и удаление объектов съемки в кадре осуществляется ногами фотографа:)

Объективы с переменным фокусным расстоянием позволяют фотографу приближать или визуально удалять объект съемки при этом оставаясь на месте. Такие объективы называют зум-объективами (Zoom).

Фикс-объективы обеспечивают самое высокое качество изображения. Это в принципе логично, так как конструкция фикс-объективов на порядок проще — в них нет движущихся частей, позволяющих менять фокусное расстояние, а это означает, что можно обеспечить лучшие оптические характеристики объектива при его производстве.

Фикс-объективы имеют большую светосилу. Понятие светосилы является одной из основных характеристик объективов, поэтому о нем стоит знать.

По сути светосила объектива определяется максимально возможно открытой диафрагмой данного объектива.

Когда мы рассматривали понятие диафрагмы, то говорили о том, что чем больше открыта диафрагма в объективе, тем больше света попадает на матрицу фотоаппарата, что в свою очередь позволяет снимать при более плохом освещении. То есть светосила обозначает способность объектива пропускать большее количества света.

Чем больше можно открыть диафрагму у объектива, тем он будет более светосильным.

Например, фикс-объектив с диафрагмой f/1.4 будет более светосильным, нежели зум-объектив с максимально открытой диафрагмой f/3.5.

Фикс и зум объективы

Как правило, светосила фикс-объективов значительно выше, чем зум-объективов. Кроме этого обычно фикс-объективы обеспечивают более высокую резкость получаемого изображения.

Конечно, фикс-объективы не являются универсальными, но узко специализированные (или можно сказать профессиональные) объективы, например, для портретной или макросъемки, как правило, имеют фиксированное фокусное расстояние.

Ну а о том, что еще дает светосила и почему многие профессионалы выбирают именно фикс-объективы, я расскажу в следующих видео.

Обсуждение (7)
  1. Елена:

    Спасибо! Как всегда супер! После Ваших уроков хочется снимать и экспериментировать еще и еще

  2. Матфей k:

    Нужная информация, спасибо!

  3. Евгений:

    Очень серьезная ошибка в тексте:
    «Тоже самое относится и к съемке людей. Если снять крупный план человека на малом фокусном расстоянии, то портрет получится мягко говоря неудачный и вашей модели он вряд ли понравится»

    Вы забыли, что не только меняли фокусное расстояние объектива, но и расстояние до человека. То есть отходили дальше при съемке на 70 мм и подходили ближе при съемке на 24 мм. Если бы вы снимали с одного расстояния, то пропорции лица были бы одинаковые (сильно искаженные вблизи и нормальные на портретном расстояннии). То есть при съемке на 24 мм можно отойти на те же полтора-два метра, а потом вырезать нужный кусок кадра. Если его сравнить с портретном сделанным на 70 мм с того же расстояния, то разницы в пропорциях не будет. Никакой!

    • Андрей Сухов:

      Не вижу никакой ошибки. Вроде бы четко написано: «Если снять КРУПНЫЙ ПЛАН человека на малом фокусном расстоянии…» Здесь нет ничего про расстояние до объекта, так как само собой подразумевается, что если вы выставляете небольшое фокусное расстояние и снимаете крупный план, то расстояние до объекта будет незначительным. Если же вы снимаете крупный план на 70мм, то и расстояние до объекта АВТОМАТИЧЕСКИ увеличивается, так как иначе логичным образом объект просто не попадет в кадр…

  4. Евгений:

    Доброго времени суток, Андрей. Имеется фотоаппарат http://nadavi.ru/descr/olympus/tg-830/descr-40.php Подскажите, как можно определить угол обзора при минимальном фокусном расстоянии? Очень нужно. P.S. Выложил ссылку, так как там сразу с характеристиками.

Поделитесь своим мнением

Навигация

Следующая статья: