15. Что такое баланс белого



В фотографии много непонятных терминов и со многими мы уже разобрались. Сейчас я расскажу еще об одном важном для цифровой фотографии понятии. Речь пойдет о балансе белого.

Вначале немного теории, чтобы было понятно о чем, собственно, речь.

Итак, мы с вами видим предметы потому, что падающий на них свет отражается. Но почему мы можем различать цвета предметов? Давайте чуть освежим в памяти основы физической теории света.

Из школьного курса физики мы знаем о том, что свет является одной из разновидностей электромагнитных колебаний. Белый свет является электромагнитным излучением, состоящим из множества волн с разной частотой и амплитудой. Длина волны ассоциируется с цветом, а амплитуда с яркостью.

Цвет света

Каждая волна с определенной длинной и амплитудой является монохромным излучением, то есть имеет определенный цвет и яркость. Таких источников света в природе не существует и всегда источник света излучает некоторый диапазон монохромных волн, который называют спектром. Соответственно цвет источника освещения определяется суммой цветов всех волн его составляющих.

Обыкновенный солнечный свет, который нам с вами кажется белым, на самом деле содержит весь спектр видимых излучений и этот факт открыл хорошо известный всем физик Исаак Ньютон. С помощью стеклянной призмы у него получилось «разложить» белый солнечный свет на составляющие.

Опыт Ньютона

Тот же Ньютон выяснил, что цвет не является независимым свойством предмета, а является лишь характеристикой отражающей способности его поверхности. То есть предметы с белой поверхностью способны отражать весь спектр солнечного света, а, например, с зеленой — только зеленый спектр и так далее.

Но тут есть еще один нюанс — источник света, освещающий предметы, может также иметь цвет, то есть излучать свет определенного спектра. Если мы на белый лист бумаги направим источник зеленого цвета, то белая поверхность отразит только зеленый спектр и мы увидим зеленую бумагу.

С белым листом все понятно, а вот если на зеленую бумагу направить красный источник света?

Цветные источники света

В этом случае от поверхности листа вообще ничего не отразится, так как зеленая поверхность красный свет поглощает. Поэтому зеленый лист бумаги, освещенный красным светом, будет казаться черным. 

То есть получается, что если источник света будет не белым, то реалистичной картины мы не увидим!

Но эти примеры, так скажем, искусственные. В обычной жизни мы используем источники, излучающие свет белого цвета. Но так ли это на самом деле?

Обычные источники света

Обычно свет любых источников имеет тепловое происхождение и поэтому появилось такое понятие, как цветовая температура. Оно показывает, какую температуру имело бы абсолютно черное тело, когда его излучение имело бы такой же спектральный состав как и у рассматриваемого источника света. Не хочу углубляться в физику и вы при желании сами найдете «что такое абсолютно черное тело» и почему вся эта теория к нему привязана. Скажу лишь, что цветовую температуру измеряют в градусах Кельвина (К) и у разных источников света она отличается. На рисунке ниже вы видите распределение различных источников света по температуре.

Распределение источников света по температуре

Но какое это отношение имеет к нам?

А дело в том, что как мы уже разобрались, источник света, имеющий цвет, может сильно исказить цвет предмета, на который он падает и сделать его не совсем реалистичным, что и происходит в действительности. Например, как видно из рисунка, лампы накаливания имеют желтый оттенок. Это означает, что лист белоснежной бумаги в комнате освещенной лампами накаливания будет не белым, а желтым!

Но вы можете возразить, что это не так и бумага воспринимается нами как белая при любом привычном искусственном освещении. Тут дело в том, что наши глаза и мозг удивительным образом вносят цветокоррекцию и привычные нам предметы сохраняют свой цвет при привычном освещении. Чтобы в этом убедиться можете провести такой эксперимент — в хороший солнечный день зайдете с улицы в темную комнату, освещенную лампой накаливания и сразу посмотрите на белый лист бумаги. Буквально долю секунды лист будет желтым, а потом мозг сделает цветокоррекцию и бумага вновь станет белой:)

Современный фотоаппараты превратились в мощные компьютеры и они обладают инструментами, позволяющими подобно человеческому мозгу вносить цветокоррекцию в снимаемую сцену. Я уверен, вы поняли, что данная функция называется балансом белого.

Поскольку в большинстве случаев мы с вами снимаем при достаточно ограниченно количестве источников света, то в любой современной фотокамере, позволяющей управлять балансом белого, есть уже заготовленные режимы:

Режимы баланса белого

Эти режимы вносят необходимую цветокоррекцию в снимаемую фотографию, что позволяет получить реалистичный кадр. Вы можете установить режим, подходящий под конкретную ситуацию (то есть под освещение).

Думаю, вы обратили внимание на самый первый режим AWB — автоматический баланс белого. Обычно в простых фотоаппаратах имеется только он и камера сама пытается определить необходимую поправку, что очень часто получается, так как все же большинство фотографий мы делаем на улице в дневное время. Но представьте ситуацию, когда вы снимаете в помещении и объект съемки освещается разными источниками света — солнечным светом из окна, лампой накаливания на потолке и еще какой-нибудь люминесцентной лампой на столе:) Все эти источники имеют различную цветовую температуру и в этом случае автоматика почти наверняка ошибется.

Или вот еще такой пример:

Пример неправильного баланса белого

Фото снято в вечернее время на улице, где есть лунный свет, свет фонарей на улице, свет из окон зданий и подсветка церкви. Все эти источники света имеют разную цветовую температуру и поэтому камера в автоматическом режиме определила цветокоррекцию не совсем верно, то есть в действительности снимаемая сцена выглядела несколько иначе.

И теперь возникает закономерный вопрос — как вводить корректную поправку в цвета снимаемой сцены, то есть как выставить правильный баланс белого.

По сути у нас есть две возможности:

  • ввести коррекцию перед съемкой, выставив необходимую поправку или понадеявшись на автоматику;
  • внести поправки уже при обработке фотографии на компьютере.

В первом случае нужно установить правильный режим баланса белого перед съемкой. Тут тоже есть несколько вариантов…

Если источник освещения один или объект освещен одинаковыми источниками света, то можно воспользоваться готовыми режимами, о которых шла речь выше. Кроме этого многие современные зеркалки позволяют выставить поправку в градусах Кельвина, но тут нужно немного ориентироваться в спектре цветовых температур, что приходит с опытом, но новичку это осуществить на практике сложно.

Если источники разнотипные, то на автоматику или готовые режимы баланса белого опираться нет смысла, так как они однозначно с задачей не справятся. В этом случае на помощь прийдет ручной баланс белого.

Ручной баланс белого есть не во всех камерах, но почти во всех современных зеркалках вы его обнаружите (посмотрите в инструкции от своего фотоаппарата в разделе настроек баланса белого).

Смысл ручной настройки баланса белого состоит в следующем. Вы выставляете на камере режим замера баланса белого в ручную, далее наводите камеру на белый лист бумаги, освещенный также, как и объекты съемки, и делаете кадр.

Замер баланса белого в ручную

Важно чтобы лист бумаги занимал все пространство кадра. Камера возьмет данный кадр за эталон при внесении поправки в цвета фотографий, которые вы будете снимать дальше. Если условия освещения изменятся, то нужно будет снова замерить в ручную баланс белого перед тем как продолжить съемку.

Способ, который я только что описал — это, так скажем, любительский способ ручного замера баланса белого. Профессионалы используют не белый лист бумаги, а специальную серую карту, которая имеет 18-ти процентный серый оттенок. Именно по ней настраивается точный баланс белого.

Серая карта для замера баланса белого

Но лично я, как любитель, использую белый лист бумаги или светло-серую поверхность, которая есть в области снимаемой сцены. Также можно произвести замер по ладони руки, ведь отражательная способность кожи как раз соответствует 18-ти процентному серому цвету.

Хотя, сказать по правде, и эти способы я уже давненько не применял. Дело в том, что баланс белого можно исправить позже, на компьютере при обработке фотографии, а не терять время на настройку камеры во время съемки. Немного забегая вперед скажу, что для этого нужно снимать в формате RAW. Сейчас я не буду углубляться в эту тему, так как ей будет посвящено отдельное видео. Просто имейте в виду, что если ваша камера умеет снимать в этом формате, то о балансе белого можно позаботиться позже, а во время съемки не терять время на настройку фотоаппарата.

Итак, подведу итоги:

  • В подавляющем большинстве случаев можно снимать в режиме AWB — автоматический баланс белого, так как при обычном дневном освещении современные камеры практически не ошибаются и вносят корректную поправку.
  • Проблемы с цветами на фотографии возникают при разнотипном освещении снимаемой сцены. В этом случае необходимо настроить ручной баланс белого перед съемкой или производить съемку в формате RAW, для последующей корректировки на компьютере.
Обсуждение (12)
  1. Татьяна:

    Развёрнуто, пОлно, подробно — для новичков в самый раз. СПАСИБО!

  2. Александр Андрианов:

    Большое спасибо Андрей! Раньше вроде бы учили в школе это-но доходить до ума стало только после Ваших видеоуроков!

  3. Спасибо, Андрей, за ваши уроки! Очень подробно раскрываете темы и хотя я в фотографии далеко не новичок, но ваша подача материала очень интересна и заслуживает пристального внимания и уважения. Спасибо, вам!

  4. Спасибо! Так всё подробно!

  5. Спасибо, Андрей!С удовольствием смотрю уроки!Успехов!

  6. Елена:

    Спасибо! Еще один замечательный урок!
    Талант — это умение преподнести далеко непростые вещи простым языком. И Ваш талант очень помогает!

  7. Олег:

    «Хотя, сказать по правде, и эти способы я уже давненько не применял. Дело
    в том, что баланс белого можно исправить позже, на компьютере при
    обработке фотографии, а не терять время на настройку камеры во время
    съемки. Немного забегая вперед скажу, что для этого нужно снимать в
    формате RAW.»
    Не понимаю, не проще ли потратить время (минуты две), чтобы настроить один раз камеру перед съемкой, чтобы потом не фотошопить каждую фотографию по отдельности?

    • Может для кого-то и проще, но не для меня:) Все зависит от того, что вы снимаете. Если в студии со сложным, но постоянным светом, то безусловно без предварительной настройки ББ не обойтись. Если на улице или при переменных световых условиях, то конечно нет. Я не профессиональный фотограф, поэтому мое видение может отличаться от видения профессионалов, но вот такой пример — вы снимаете свадьбу, сначала съемка на улице, затем в ЗАГСе (в помещении), потом молодые выходят в другое помещение с другим светом, потом на улицу, потом садятся в машину и так далее… События происходят быстро и у вас просто нет времени настраивать камеру для разных световых условий, а момент упустить нельзя. Я не видел свадебных фотографов, которые в это время бегали бы с серой картой к молодоженам и обратно или просили бы всех застыть на минутку, чтобы они могли настроить камеру:)

  8. Екатерина:

    Андрей, большое спасибо за уроки :) Подскажите, будут ли еще записи? Если да, то когда?

Поделитесь своим мнением

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья: