7. Что такое экспонометрия



Как и другие фотографические термины слово «экспонометрия» пугает своей научностью начинающих фотолюбителей, но по факту в этом понятии также нет ничего сложного и обозначает оно всего лишь измерение освещенности объектов съемки.

Поскольку фотография формируется на матрице камеры за счет отраженного от объектов съемки света, то очень важно правильно определить освещенность снимаемой сцены. От освещенности сцены будет зависеть экспозиция, а значит и то, какие параметры на камере (выдержку и диафрагму) мы будем выставлять и что в результате получим на фотографии. Именно по этой причине замеру освещенности стоит уделить должное внимание и давайте с этим основательно разберемся.

Когда речь заходит об измерении чего-либо, то всегда используется какой-то инструмент или прибор. При замере освещенности (экспозиции) снимаемой сцены также используются специальные приборы, которые получили название экспонометры. По результатам замера экспонометр выдает готовые значения выдержки и диафрагмы.

При замере экспозиции экспонометры могут использовать две методики — замер по яркости снимаемой сцены и по ее фактической освещенности. Давайте рассмотрим эти способы замера экспозиции.

Первый способ — измерение по яркости снимаемого объекта (сцены).

Этот способ в настоящее время считается основным и самым распространенным, так как фотографу не нужно предпринимать практически никаких дополнительных действий для измерения экспозиции. Замер производится встроенным в фотоаппарат экспонометром, который измеряет отраженный от объектов съемки свет, то есть по сути он замеряет количество света, попавшего на матрицу фотоаппарата через объектив.

Встроенный экспонометр

Встроенный экспонометр имеют все современные цифровые фотоаппараты и в подавляющем большинстве случаев его вполне достаточно для получения отличных кадров.

Но у этого способа замера экспозиции есть один очень серьезный недостаток.

Так как прибор по факту фиксирует уже отраженные от снимаемого объекта лучи, а не падающие на него, то в результат замера может вкрасться ошибка из-за искажений, вызванных, например, фактурой или собственным цветом снимаемого объекта. В этом очень легко убедиться если при одном и том же освещении в автоматическом режиме сфотографировать сначала темный, а затем светлый объект.

Я взял два одинаковых по размеру болгарских перца и сфотографировал их на одном и том же фоне при одинаковом освещении.

Эксперимент с экспозамером

Освещенность объектов была одна и та же, а вот полученные фотографии отличаются и разницу видно очень хорошо, особенно если обратить внимание на оттенок фона на двух фотографиях.

Разная экспозиция при одинаковой освещенности

Это означает, что значения экспопары (выдержку и диафрагму) экспонометр подобрал в двух случаях разные и связано это с тем, что цвет объектов ввел прибор в заблуждение. Как вы видите в случае с объектом желтого цвета и диафрагма прикрыта сильнее, и значение выдержки более короткое, хотя если судить по фону, то более реальный цвет фона получился как раз на второй фотографии с объектом красного цвета.

Очень важно понимать, что любая автоматика работает по некоторому заданному заранее алгоритму и отлично себя проявляет в каких-то, так скажем, стандартных (усредненных) условиях, но обязательно даст сбой в ситуации, отличающейся от заложенного в нее алгоритма.

Встроенный экспонометр любой камеры опирается на некоторый усредненный эталон, от которого и рассчитываются значения экспозиции.

Какой цвет на рисунке ниже вам кажется самым ярким?

Яркость и цвет

Мы с вами ориентируемся именно на цвета и это нас несколько вводит в заблуждение. Если мы это изображение переведем в черно-белое, то увидим, что яркости цветов не так уж сильно отличаются друг от друга, правда?

Яркость и цвет

А встроенные экспонометры ориентируются как раз на яркость.

Любой точный прибор необходимо откалибровать перед использованием, то есть настроить по какому-то эталону. Экспонометры калибруется на определенную яркость, которая соответствует 18%-ому серому цвету.

Почему именно ему? А дело в том, что яркость 18% серого соответствует отражательной способности человеческой кожи. И опять же тут нужно внести уточнение — человеческой кожи европейской расы и этот показатель вновь усреднен. То есть эталон сам по себе является очень усредненной величиной.

Эталон для экспонометра

Теперь вы понимаете, что полагаться на 100% на показания встроенного экспонометра нельзя. Всегда нужно анализировать освещенность сцены, а также цвет и фактуру снимаемых объектов самостоятельно и вносить необходимые поправки в экспозицию в ручную. С опытом вы с легкостью научитесь это делать и вскоре я расскажу как и когда можно и нужно вносить поправки в экспозицию.

Ну и я не могу не упомянуть об одной теории…

Существует так называемая зонная теория Адамса, которая позволяет достаточно точно определить экспозицию в нестандартной ситуации. Но сказать по правде, я никогда этой теорией не пользовался, а когда попытался в ней разобраться, то она мне показалась слабо применимой в реальных условиях. Я себе с трудом представляю, как можно быстро в голове разбить снимаемую сцену на одиннадцать (!) зон по тонам (не по цветам, а именно по тонам) и уже ориентируюсь по этой шкале принимать решение об экспозиции… В общем, мое мнение такое — не забивайте себе этим голову, ну а если все же есть интерес, то вы без труда найдете подробное изложение теории Адамса в интернете. Я же считаю, что и без нее можно снимать и легко вносить поправки в экспозицию, о чем мы с вами еще поговорим.

А теперь давайте вернемся ко второму способу замера экспозиции — по фактической освещенности.

В этом случае используют отдельный экспометр, который подносят к снимаемому объекту и замеряют фактическую интенсивность падающего на объект света. Как вы понимаете, этот способ максимально точный, так как вы измеряете именно фактическую освещенность без каких-либо искажений.

Измерение экспозиции

Само собой такой способ имеет минусы, причем весьма существенные. Во-первых, нужно приобрести отдельный прибор, ну и во-вторых, нужно будет каждый раз замерять освещенность снимаемой сцен, поднося экспонометр непосредственно к снимаемому объекту, а на это тратится время и далеко не всегда это возможно сделать. Например, когда вы снимаете какой-то репортаж, то есть какое-то событие, то вы вряд ли сможете попросить всех вокруг замереть на пару секунд перед тем, как вы настроите камеру:) То же самое касается и пейзажной фотографии, когда просто невозможно приблизиться к объекту, который может находиться на значительном расстоянии от вас.

В общем, этот способ используют в основном профессионалы, которые работают с моделями или объектами в студии или на воздухе. В случае постановочной съемки всегда есть возможность оценить условия освещенности и внести поправки в экспозицию.

Итак, подводим итоги:


  1. Все современные камеры оборудованы экспонометрами, которые измеряют яркость снимаемых объектов.
  2. Встроенные экспонометры могут ошибаться в нестандартных условиях освещенности, но их вполне достаточно и подавляющее большинство фотографов пользуются только ими.
  3. Внешние экспонометры используют в основном профессионалы при постановочной съемке на улице или в студии, когда есть время и возможность оценить условия освещенности.
Обсуждение (7)
  1. Спасибо, Андрей, за интересные уроки!

  2. Спасибо! Пока еще все понятно, но уже все сложнее… Но все равно понятно!!!

  3. Аноним:

    Спасибо!Первый раз слышу про эти подробности доходчиво и бесплатно.

Поделитесь своим мнением

Навигация

Следующая статья: