8. Что такое динамический диапазон



Динамический диапазон или фотографическая широта — объяснить без заумных слов этот термин достаточно тяжело, поэтому сначала давайте посмотрим примеры.

Наверняка у вас есть фотографии, на которых на первый взгляд все замечательно, но при более тщательном рассмотрении вы видите, что некоторые детали не видны, так как они засвечены, хотя все остальные объекты на фотографии получились реалистично.

На этом фото изображена церковь в Архызе и мы видим, что небо засвечено и не видно его фактуры. Облака просто «выжжены».

Динамический диапазон. Пример

Но вполне вероятна и обратная ситуация, когда, например, вы вечером фотографировали восхитительный закат, но кроме него на фотографии ничего не видно, так как все остальные объекты погрузились во мрак.

Динамический диапазон. Пример

Вы видите, что и люди, и камень в океане превратились в черные пятна-силуэты. Не различимы их детали.

В чем же может быть причина? Ведь вы собственными глазами видели совсем другую картину и в первом, и во втором случае.

Я думаю, вы уже догадались, причина в динамическом диапазоне вашего фотоаппарата, а точнее матрицы вашей камеры.

Попробую дать определение.

Динамический диапазон в фотографии – это способность фотоаппарата без искажений и потерь одновременно передавать и яркие, и темные участки снимаемой сцены (то есть детали как в тени, так и на свету).

Но почему в названии термина фигурирует слово «диапазон»? Все верно, это действительно некоторый диапазон яркостей от самой темной до самой светлой точки изображения, который может одновременно зафиксировать ваш фотоаппарат. Еще иногда говорят фотографическая широта, что мне кажется даже лучше передает суть этого явления.

Вообще, динамический диапазон является характеристикой не только фотоаппаратов, но и всех светочувствительных элементов, а точнее устройств или материалов, способных фиксировать изображение.

Не сложно догадаться, что самый широкий динамический диапазон у наших глаз.

Динамический диапазон

Глаза, в отличии от фотопленки или матрицы фотоаппарата, умеют адаптироваться к условиям освещения. Если вы зайдете в яркий солнечный день в темное помещение, то уже через несколько секунд сможете разглядеть предметы внутри. Если находясь внутри помещения вы посмотрите в окно, то одинаково хорошо увидите как предметы внутри, так и объекты, находящиеся на улице.

С фотоаппаратом такого не происходит. Его динамический диапазон намного более узкий. Это означает, что есть некоторые градации яркостей, которые человеческий глаз воспринимает абсолютно нормально, а вот фотоаппарат их одновременно зафиксировать не сможет и часть их будет просто потеряна на фотографии.

Так, например, если сделать снимок окна из комнаты, то вы либо сможете получить четкое изображение того, что находится снаружи, а объекты в комнате пропадут в тени, либо же наоборот — объекты в комнате будут видны, а объекты на улице станут засвеченными.

Динамический диапазон в фотографии

Происходит это именно из-за того, что ряд яркостей точек снимаемой сцены в каждом из этих случаев выходит за динамический диапазон фотоаппарата и он просто не может их зафиксировать.

Динамический диапазон измеряют так же как и экспозицию — в ступенях экспозиции (EV) или стопах.

Для того чтобы понять, насколько динамический диапазон цифрового фотоаппарата уже (или меньше), чем динамический диапазон человеческого глаза, приведу несколько значений, которые мне удалось найти в интернете.

Человеческий глаз способен различать разницу между самыми темными и самыми яркими участками в 12-14 ступеней EV.

Динамический диапазон черно-белой пленки составляет около 10 стопов, у цветной – около 7. А вот у матриц цифровых фотоаппаратов какого-то четкого значения нет, так как они имеют достаточно большой разброс.

Дело в том, что динамический диапазон матрицы зависит напрямую от ее размера (о размере матрицы мы вскоре поговорим), именно поэтому у самых дорогих, так называемых полноформатных цифровых камер, динамический диапазон составляет около 8-ми стопов, а у более дешевых и любительских моделей лежит в пределах 4-6 стопов. То есть большинство недорогих цифрокомпактов и зеркалок начального уровня имеют динамический диапазон в три раза уже, нежели человеческий глаз и это обязательно стоит учитывать при съемке.

Но как это можно учитывать? Тут нет готового решения. Постепенно с опытом у вас выработается привычка оценивать снимаемую сцену на наличие в ней контрастов, то есть резких перепадов яркостей снимаемых объектов. Зная по опыту возможности своей камеры вы сможете заранее предвидеть где в кадре будут темные провалы или засвеченные области. Это в свою очередь позволяет осознанно жертвовать некоторыми объектами сцены, которые либо провалятся в темноту, либо будут засвечены. Но хочу еще раз подчеркнуть — вы будете самостоятельно и осознанно жертвовать этими областями, а не полагаться на автоматику камеры!

В любом случае есть методики, которые позволяют даже в не очень хороших световых условиях фиксировать сцену почти так, как ее видели ваши глаза, то есть искусственно расширять динамический диапазон фотографии. Об этом мы с вами обязательно поговорим, но позже. Сейчас же важно понять, что динамический диапазон вашего фотоаппарата, каким бы дорогим и профессиональным он не был, не может за раз охватить все яркости снимаемой сцены, которые вы ощущаете глазами и поэтому в сложных световых условиях обязательно придется какой-то частью кадра пожертвовать. А вот какой, будете решать вы.

Ну и в заключении немного практики. Я хочу, чтобы вы на собственном опыте прочувствовали что значит динамический диапазон и насколько он отличается у ваших глаз и вашего фотоаппарата.

Предлагаю вам сделать следующее. В дневное время сделайте фотографию комнаты так, чтобы на фото попало окно и оно занимало приличную часть кадра. Но также важно, чтобы в кадр попали объекты, находящиеся в комнате. Композиция и художественность снимаемой сцены нас сейчас совсем не интересует, поэтому можно просто щелкнуть практически навскидку. Нам нужно оценить то, как мы сами видим предметы в комнате и на улице, и как это «видит» фотоаппарат.

Когда я готовил материал для этой заметки, я находился в кафе и сделал пару кадров на телефон прямо не сходя с места.

Пример проявления динамического диапазона

Во встроенной камере телефона матрица очень маленькая и динамический диапазон ее крайне узкий. На первом кадре мы можем кое-что рассмотреть внутри помещения, но в основном объекты видны на улице.

На втором же кадре хорошо видна обстановка кафе, а вот объекты на улице не видны, так как они просто засвечены.

Глазами же я видел нечто среднее между первым и вторым кадром.

То есть динамический диапазон данного фотоаппарата позволяет либо запечатлеть объекты в помещении, но более ярко освещенные объекты на улице при этом будут засвечены, либо же наоборот, можно будет увидеть что происходит снаружи, а внутри помещения все погрузится в темноту.

У вас может возникнуть вопрос, как я получил два разных кадра? А дело в том, что я указал фотоаппарату ту зону снимаемой сцены, по которой ему следует измерять экспозицию. Если для замера я указывал окно, то фотография получалась темная, если же указывал предметы в комнате, то засвечивалось окно, так как камера подбирала экспопару для того, чтобы наиболее правильно передать на фотографии тот предмет, который я указал для замера экспозиции. На iPhone (или другом смартфоне) это делается просто — нужно на экране нажать на тот предмет, который я считаю самым главным и автоматика постарается подобрать параметры таким образом, чтобы этот предмет выглядел реалистично. Соответственно, из-за динамического диапазона матрицы другие предметы могут либо засветиться, либо погрузиться во мрак, все зависит от того, насколько хорошо они освещены.

На зеркальной камере мы также можем управлять процессом замера экспозиции и выбирать наиболее важный для нас объект. И о том, как это делать я расскажу в следующий раз.

Обсуждение (18)
  1. Прочитала,но не поняла как и где настраивать правильную экспозицию…Андрей,спасибо за урок!

    • По сути, правильная экспозиция дает реалистичную передачу объектов на фотографии. Встроенный в фотоаппарат экспонометр пытается ее определить самостоятельно (об этом я рассказывал в прошлый раз), но не всегда у него это получается. Иногда нужно вносить поправки в ручную. Об этом будем говорить уже скоро…

      Я понимаю, что пока видео кажутся не очень полезными в плане фотографирования, но я стараюсь соблюдать логичность в изложении материала и думаю, что скорее всего у многих возникнет необходимость пересмотреть видео позже, когда мы перейдем к практике.

  2. Андрюша,спасибо! Я думаю,что многое зависит от аппарата,надо только уметь и знать…узнаю из твоих уроков.

  3. Очень понравился Ваш материал. Как раз недавно пробовала новую линзу, ждала от нее что-то особенного, а на первом же кадре небо было засвечено и совсем неинтересное. Линза меня разочаровала :-) хи-хи. Теперь ясно в чем дело. Пожалуйста, продолжайте! Не бросайте нас, несчастных чайников :-).

  4. Спасибо. Андрей!так все же . что наводиться-фокус или экспозиция?

    • Я чуть позже об этом расскажу… Но фокус и экспозиция — это разные вещи. Когда вы наводите на объект фотоаппарат и нажимаете кнопку спуска, то камера наводится на резкость, чтобы все объекты получились четкими. В это же время специальным датчиком (встроенным экспонометром) фиксируется экспозиция. То есть это два разных процесса, но выполняются они одновременно по нажатию кнопки спуска. Хотя при желании можно эти процессы разделить… и об этом тоже расскажу:)

  5. Коротко и очень информативно. Нравится как преподносится материал.Спасибо!

  6. Елена:

    Андрей, спасибо за Ваши уроки и усилия! Вы умеете объяснять просто и гениально.

  7. Большое спасибо за настоящие «уроки». Всю жизнь снимаем… Но чаще выбираем параметры съёмки, скорее, по наитию, чем сознательно. Современная съёмочная аппаратура предлагаем уйму настоек, и фокусов, типа, «сепия», с которыми раньше не встречались. Доходчивое их разъяснение, как Вы это делаете, довольно сложная задача. И даже удачные кадры мы не делаем, а они у нас получаются как бы сами собой. Очень хочется сознательной фотографии… Спасибо Вам именно за неё.

  8. Матфей k:

    Спасибо за урок!

  9. Всё понял даже такой старый маразматик как я. Вы ясно и четко объясняете как теорию так и практику.

  10. Ухты! Я и не знала, почему у меня такие не чёткие снимки! Буду работать!

  11. Спасибо за интересный и полезный урок!

  12. Елена Кузьмина:

    Спасибо! Это я недавно практиковала на улице в тенистом месте у здания и яркого неба.
    Только Вы не упомянули или я пропустила, что можно даже на компакте навести на среднее между небом и тенью и сделать нормальную экспозицию. Или почти нормальную.

    • Да, не упомянул, потому что об этом хочу рассказать в дальнейшем. Эта информация все же больше касается экспозамера, нежели динамического диапазона. 

Поделитесь своим мнением

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья: