14. Что такое ГРИП



ГРИП, что расшифровывается как глубина резко изображаемого пространства — это один из важнейших терминов в фотографии и давайте с ним разберемся.

Когда мы рассматривали диафрагму, то выяснили, что это устройство позволяет регулировать количество света, попадающего на матрицу фотокамеры, но кроме этого диафрагма напрямую влияет на глубину резко изображаемого пространства (глубину резкости).

Когда вы наводите фотоаппарат на объект съемки и нажимаете кнопку спуска, то происходит следующее — фотокамера фокусируется на этом объекте и он на фотографии получается максимально резким. Также резкими будут некоторые объекты, которые находятся перед и за основным объектом съемки. Все остальное пространство кадра может быть размыто и то, насколько будут нечеткими остальные объекты в кадре, зависит как раз от глубины резкости.

Глубина резкости

Можно сказать, что глубиной резкости называется некоторая зона, в которой все объекты кажутся одинаково четкими. Если вы фокусируетесь (то есть наводите камеру на резкость) по определенному объекту, то зона резкости будет начинаться на некотором расстоянии перед точкой фокусировки и заканчиваться на некотором расстоянии позади нее. И насколько зона резкости будет широка зависит в первую очередь от диафрагмы и тут правило очень простое:

чем больше открыта диафрагма, тем уже зона резко изображаемого пространства вокруг точки фокусировки, и наоборот, чем сильнее прикрыта диафрагма, тем больше будет зона или глубина резко изображаемого на фотографии пространства

Глубина резкости и диафрагма

На рисунке выше вы видите, что при максимально открытой диафрагме со значением f1.4 резким получается только один попугай, так как только он попадает в зону резко изображаемого пространства. Если чуть прикрыть диафрагму до f5.6, то глубина резко изображаемого пространства расширится и резкими кроме основного объекта съемки (центрального попугая) получатся еще две птицы спереди и сзади. Ну и если максимально прикрыть диафрагму до значения f22, то зона резкости расширится практически до бесконечности и на фотографии все объекты, попавшие в кадр получатся резкими.

Очень наглядно проявление глубины резкости видно на фотографиях ниже.

Максимальная глубина резкости

На первом фото максимальная глубина резкости, то есть мы видим резкими все три фигурки гномов, хотя фокусировались, то есть наводили камеру на резкость, по средней фигурке. Как вы уже догадались, диафрагма в этом случае была максимально прикрытой до значения f22.

Минимальная глубина резкосит

На втором кадре мы получаем минимальную глубину резкости, при этом четким у нас получается только средний гном, на котором была сфокусирована камера, а также небольшое пространство вокруг него. Диафрагма была открыта на максимум до значения f2

То есть по сути диафрагма кроме того, что позволяет регулировать количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата, еще является творческим инструментом фотографа, так как с ее помощью можно регулировать глубину резко изображаемого пространства, а значит акцентировать внимание зрителя на конкретном объекте на фотографии.

Глубина резкости. Пример

На фото выше вы видите одну и туже сцену снятую при разных значениях диафрагмы. Кстати, обратите внимание, что экспозиция на всех четырех снимках одинаковая, а это означает, что при изменении диафрагмы для обеспечения такой же экспозиции изменялась и выдержка.

Итак, с помощью глубины резкости можно выделить главный объект съемки в кадре, «убрав» все лишнее в зону нерезкости (размытости). Обычно так поступают при съемке портретов или макросъемке – основной объект находится в зоне резкости, а фон или объекты на заднем плане становятся «размазанными», что заставляет зрителя концентрировать свое внимание именно на основном объекте.

Глубина резкости в портрете и макросъемке

При съемке пейзажей или архитектуры наоборот важны все детали, поэтому обычно устанавливают максимальную глубину резкости, чтобы захватить и отобразить одинаково резко все объекты в кадре.

Глубина резкости в пейзаже

Но кроме диафрагмы на глубину резкости оказывают влияние еще два фактора — фокусное расстояние объектива и расстояние от фотоаппарата до объекта съемки. Давайте все эти факторы соберем вместе и подведем небольшой итог.

Итак, на глубину резко изображаемого пространства влияют:

  • Диафрагма – чем больше открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости, то есть тем меньше объектов относительно точки фокусировки попадет в зону резкости, и тем сильнее будет размыт фон за объектом съемки.
  • Расстояние до объекта съемки — чем ближе вы подойдете к объекту съемки, тем меньше будет глубина резкости.
  • Фокусное расстояние — чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости.

В последнем пункте есть некоторая аналогия со вторым, в котором мы приближаемся к объекту съемки ногами. В случае изменения фокусного расстояния мы тоже «приближаемся» к объекту съемки, только оптически.

ГРИП и фокусное расстояние

На рисунке выше представлено сравнение фотографий полученных при разных фокусных расстояниях, но при одинаковой диафрагме f6.3. Вы видите, что чем больше фокусное расстояние, тем сильнее размыт задний план, поскольку тем меньше глубина резкости.

Ну и в заключении я вернусь к предыдущему видео, в котором я сказал, что многие профессиональные фотографы используют фикс-объективы.

Такой выбор обосновывается очень просто — фикс-объективы почти всегда являются более светосильными, нежели зум-объективы. Это означает, что можно сильнее открыть диафрагму, что позволит не только снимать в более плохих световых условиях, но и максимально сузить глубину резко изображаемого пространства, а значит отобразить на фотографии только самые необходимые объекты.

При использовании светосильных объективов можно добиться очень красивого размытого фона. Для такого фона есть название — боке. Этот термин возник от японского слова, которое переводится на русский как «размытость» или «нечеткость».
Боке
В некоторых видах фотографий, например, в портрете или макросъемке, внимание зрителя концентрируется именно на объекте съемки и делается это благодаря размытию заднего фона, то есть уменьшением глубины резкости настолько, чтобы все детали, находящиеся за объектом съемки были нерезкими.

Красивое боке создают размытые яркие детали заднего фона или источники света, которые находятся на заднем фоне

Для того чтобы получить красивое боке понадобится светосильный объектив с диафрагмой f1.8, f1.4 или f1.2. Такие диафрагмы обычно есть только у фикс-объективов.

Ну и чем сильнее мы будем прикрывать диафрагму, тем меньше будет заметен эффект боке на фотографии, что хорошо видно на примерах ниже.

ГРИП и диафрагма

Обсуждение (12)
  1. Спасибо за интересный урок!

  2. Большое спасибо за урок.Очень интересно.

  3. Спасибо, Андрей за интересные уроки-четко. конкретно и информативно!

  4. Елена:

    Спасибо! Как всегда просто, на пальцах. И, как всегда, замечательно!

  5. Огромное спасибо! Андрей вам и за ваши труды, просто супер, скажите пожалуйста можно ли верить результатам ГРИП калькуляторов, и посоветуйте где можно взять или скачать нормальное

    • Здравствуйте! Никогда не пользовался подобными калькуляторами поэтому посоветовать ничего не могу. Тем не менее ГРИП имеет вполне математическое описание, поэтому нет поводов не верить калькуляторам. 

  6. Вот это даааааа так быстро ответили, еще раз супер, спасибо здоровья вам и вашим близким

  7. Здравствуйте! Андрей у меня объектив Canon EF 50mm f1.4 как фокусироваться на бесконечность?

    • В видео я говорил, что на ГРИП влияют три составляющих — диафрагма, фокусное расстояние и расстояние до объекта. У вас фиксированное фокусное расстояние, но вы можете изменять два других параметра. Закройте диафрагму и получите максимальную глубину резкости.

  8. Леонид:

    Большое спасибо!
    Отличная статья. А главное — всё понятно. Всё наглядно и доступно. Даже чайник поймёт.

  9. Ирина:

    Спасибо большое за ваши полезные понятные уроки!!! Огромное спасибо!!!!

Поделитесь своим мнением

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья: